Инструменты

Сохранилось множество свидетельств об инструментах, применяемых скоморохами. Это не только фольклор (песни, сказки, былины), но также официальная литература (летописи, судебники, описи населения) и иконография. Названия некоторых инструментов не имеют однозначного толкования (так, словом “варган” в летописях называли ратные трубы), под другими именами бытовали целые группы инструментов (бубнами назывались все ударные с натянутой кожей). Об устройстве некоторых нам неизвестно ничего.
Многие инструменты сохранились в народной практике (свирель, жалейка, бубен), в том числе сохранилась их область применения (сопровождение плясок и песен).

Свирель
Двойная свирель
Обертоновая флейта
Калюка
Жалейка Пастушья труба
Кантеле Гудок
Бубен Бубен пехотный
Бубенцы Трещотка

Свирель

Существует большая путаница в наименованиях одноствольной флейты (дудка, пыжатка, сопелка, пищаль и пр.). Суть у всех этих инструментов одна: открытая снизу трубка с пальцевыми игровыми отверстиями и свистковым устройством в верхней части. Материалом для свирели могут служить самые различные породы дерева. Игровая трубка имеет шесть игровых отверстий разного диаметра, выстроенных в натуральный мажорный звукоряд. Путем дополнительной аппликатуры можно получить полутона. Диапазон свирели не менее двух октав. Свирели доступны самые разнообразные области применения - от техничных плясовых наигрышей, до лирических мелодий. Также свирель отлично сочетается с любыми другими инструментами.

Мастер: Дмитрий Дёмин

в начало

Двойная свирель

Две не скрепленные между собой свирели каждая с четырьмя отверстиями на лицевой стороне. Настраиваются инструменты так, что звукоряд одного продолжает другой. Часто одна свирель используется для ведения мелодии, а вторая для ритмизированного бурдона. Также можно исполнять и двухголосные мелодии. При игре свирели держат под углом друг к другу. Инструмент применялся в сольной игре и в ансамбле с бубном.

Мастер: Дмитрий Дёмин

в начало

Обертоновая флейта (норв. seljefløyte, швед. sälgflöjt)

Встречается повсеместно в странах Скандинавии. Представляет собой полую трубку без игровых отверстий со свистковым устройством вверху. Длина трубки определяет ее основной тон. При помощи различной силы вдувания, исполнитель извлекает из инструмента обертоновую серию, а закрывая отверстие трубки внизу - дополнительные тоны. Изготавливался из полых стволов зонтичных растений, коры, кости.

Мастер: Дмитрий Дёмин

в начало

Калюка

Русский аналог обертоновой флейты.
Также представляет собой полую трубку без игровых отверстий. Один край трубки срезался под углом и в нем делался свисток. Нижняя губа исполнителя выполняла роль пробки (пыжа). Калюка изготавливалась из полых стволов зонтичных растений. Длину трубки исполнитель определял “по руке” - она должна была умещаться от плеча до кончиков пальцев вытянутой руки. На калюках играли только мужчины во время покоса, и исполнители-косари могли образовывать целые оркестры. Принцип игры на калюке такой же, как и на обертоновой флейте.

Мастер: Дмитрий Дёмин

в начало

Жалейка


Имя получила от слова “жалица” (кладбище), так как часто делалась из ивы, обычно растущей на кладбищах. Представляет собой деревянную или медную трубку с игровыми отверстиями (от трех до семи), в верхний конец которой вставлен пищик (трость). На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. В старинных жалейках пищик нарезали на основной трубке. Позже стали делать специальный мундштук, который вставляется в трубку. Жалейки бывают разных размеров и способны образовать ансамбль. Инструмент использовался как для сольной игры (пастушьи наигрыши), так и в ансамблях (пляски, песни).

Мастер: Дмитрий Дёмин

в начало

Пастушья труба

Инструмент, имеющий сугубо прикладное значение (пастушьи сигналы). В России употреблялся повсеместно. Имеет длину от полутора до двух метров. Изготавливался либо полностью из бересты, либо из дерева.

Мастер: Дмитрий Дёмин

в начало

Кантеле


Карело-финский инструмент. Согласно эпосу “Калевала”, создателем и первым исполнителем на кантеле стал рунопевец Вяйнемейнен, сделавший кантеле из пасти гигантской щуки. Это наиболее популярная разновидность из всех народных инструментов не только в Карелии, но и в Финляндии. Инструмент, родственный кантеле (гусли ладьевидные) был известен на Руси с XI-XII вв. Традиционное кантеле представляет собой долбленый деревянный короб с десятью, реже пятью металлическими струнами, настроенными диатонически. Звук извлекается щипком и бряцаньем. Играли сидя, а также стоя и даже на ходу. В XX в. создано хроматическое кантеле. В наши дни открыта новая область применения кантеле, оно активно используется в музыкотерапии.

Мастер: Александр Фролов

в начало

Гудок


Имелись многочисленные упоминания о гудке в песнях, хронике, старинных изображениях. Но сам инструмент в народной музыкальной практике был утерян. Только во второй половине XX века во время археологических раскопок в Новгороде были обнаружены подлинные экземпляры этого инструмента. Гудок имел грушевидный корпус с плоским дном и прямой декой с резонаторными отверстиями. Струн (обычно жильных) было три. Две нижние настраивались в унисон либо в интервал и обеспечивали бурдон. На верхней струне исполнялась мелодия. При игре инструмент держали вертикально, упирая в колено. Звук извлекался при помощи смычка с конским волосом, которым водили сразу по трем струнам. Очевидно, существовали гудки разных размеров, что отражено в названиях: гудочек, гудок, гудало, гудище.

Мастер: Александр Леонов

в начало

Бубен


В древней Руси так назывались все мембранные инструменты, но главным образом это слово относилось к двум разновидностям ратных литавр. Бубен - инструмент, состоящий из согнутой в виде круга деревянной обечайки и натянутой на ней с одной стороны мембраны. В обечайке часто делают прорези, в которые вставляют штифты с нанизанными на них металлическими пластинками. Удар по мембране производят пальцами и ладонью. Применяют также фрикционный способ звукоизвлечения: увлажненный большой палец правой руки прижимают к перепонке и быстро проводят по ней снизу вверх.

Мануфактура Drolls

в начало

Бубен пехотный


Одинарная литавра, которую носили в руках и, извлекали звук, ударяя по мембране вощагой. Количество бубнов в каждой войсковой единице регламентировалось, о чем можно судить на том основании, что по их числу, равно как и по числу труб и знамен, летописцы вели счет войска.

Мануфактура Drolls

в начало

Бубенцы (шаркуны, шоргунцы, глухари)


Подвешиваемые на шею животным шаровидные бубенцы. Представляют собой полосу кожи, к которой прикреплены металлические полые шары разного размера. Внутри каждого шара свободно катается кусочек металла (иногда несколько), который при встряске ударяется о стенки и извлекает звук. В отличие от колокольчика, звук бубенцов менее продолжительный и тускловат, но зато они звучат в любом положении. Часто набор бубенцов соответствовал звукоряду пастушьих дудок данной местности.

Мастер: неизвестен, конец 19 в.

в начало

Трещотка


Этот эффектный инструмент представляет собою снизку пластинок из сухого твердого дерева, скрепленных шнуром, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то вместе, то порознь, можно извлекать самые разнообразные ритмы.

Мастер: неизвестен.

в начало