ИНСТРУМЕНТЫ

В этом разделе представлена наша «кухня», то есть те инструменты, которыми мы пользуемся. Надеемся, что по мере увеличения нашего инструментария, этот раздел также будет пополняться.

Полезная информация была почерпнута из следующих изданий:
Булучевский Ю, Фомин В. «Старинная музыка. Словарь», Москва «Музыка», 1998
Вирдунг С. «Трактат о музыке» (пер. и комм. М. Толстобровой). Русский фонд старинной музыки, 2004
Сапонов М.А.  «Менестрели» Москва «Прест», 1996
Пистон У. «Оркестровка», Москва, «Советский композитор» 1990
McGee T. “ Medieval Instrumental Dances”, 1989
Munrow D.“ Instruments de Musique du Moyen Age et de la Renaissance”, 1979

У менестрелей было неизмеримо больше разновидностей инструментов, чем у профессиональных музыкантов классического оркестра. Причиной тому послужили пестрота средневековой культуры вообще, отличие местных традиций, различия в инструментостроении, отсутствие жестких международных стандартов, заимствование инструментов иных культур в период Крестовых походов. Сегодня подлинные экземпляры средневековых инструментов имеются наперечет, поэтому для их реконструкции используются либо иконография того времени, либо словесное описание. Часто эти два источника не связаны друг с другом. Обилие изображений музыкантов с инструментами и отсутствие комментария и наоборот, многословные описания без изображения – вот, что стало причиной разногласий, противоречий и всякого рода недоразумений в классификации средневековых инструментов. Попытки классифицировать инструменты предпринимались неоднократно на протяжении многих веков. От философской иерархии Боэция (V в.) до уже ренессансного трактата Вирдунга («Краткое сочинение о музыке», 1511г.).
Согласно Вирдунгу, существуют три рода инструментов:

Первый род  – это инструменты со струнами (seytenspil). Его он делит в свою очередь на струнные, которые имеют клавиши (верджинал, спинет, клавикорд), струнные, которые имеют лады, видимые на грифе (лютня, гиттерн, мандола, струнные, которые имеют колки (арфа, псалтирь, цитра), и, наконец, четвертый вид – это «струнные без ладов и только с колками» (виела, ребек, гига, ротта). По мнению Вирдунга, эти инструменты «…совсем  бесполезные», так как нельзя «…их звуки определять и записывать для обучения».

Второй род инструментов – это инструменты, «благодаря воздуху, издающие звуки или свистки». Их он также делит на виды. Первым «хватает человеческого дыхания» и они могут быть с игровыми отверстиями (флейта, крумхорн, шалмей, волынка) или без таковых (рог, сакбут). Вторым же «недостачно человеческого дыхания и им нужны меха» (орган, позитив, портатив, органистр).

Третий род – это инструменты «звучащие, как молот по наковальне» (колокола, колокольчики).
Что же касается ударных, а у Вирдунга под ударными подразумеваются все инструменты с кожаной мембраной, то по его мнению «… их придумал и создал сам дьявол, и нет в них ни блага, ни добра, и вместо сладостных мелодий и всей музыки – один только шум. … Ибо, если колотушки и палки используются в музыке, то тогда уж и бочка или маятник и тому подобное сгодится для музыки, но нельзя же так».
Одним словом, путаница существовала и в прошлом.  К какому роду инструментов отнести маультроммель? Как быть с цимбалами, у которых и колки есть, и струны, по которым надо ударять?

Мы решили поступить проще и поделить все, что у нас есть на:

духовые инструменты
струнные щипковые инструменты
струнные смычковые инструменты
ударные инструменты

Также вы можете ознакомиться с коллекцией инструментов для программы «Скоморохи на Руси»


ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Блокфлейта (нем. Blockflote)

Важнейшая разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI в.

Представляет собой цилиндрическую трубку с клювообразным мундштуком. Внутрь мундштука вложен брусок (block – отсюда название), оставляющий небольшую щель для вдувания воздуха. На трубке имеется девять игровых отверстий. Диапазон блокфлейты больше двух октав. Инструмент обладает очень высокой подвижностью и прекрасно сочетается практически с любыми инструментами. Его тембральная «толерантность» во многом послужила популярности блокфлейты на протяжении нескольких веков (XI – XVIII).

Различают инструменты двух аппликатурных систем: ренессансная и барочная.

Консорт (то есть, семейство) блокфлейт включает в себя следующие разновидности: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас. Существуют еще крайние виды: дискант и контрабас, но они очень редки в исполнительской практике.

Также инструменты различны по строю: сопрано, тенор – в строе До. Сопранино, альт и бас – в строе Фа. Этот общий принцип распространился на все консорты  деревянных духовых инструментов (корнамуз, раушпфайф, шалмей, крумхорн).

Отголоски консортов в современной практике – различие строя гобоя и английского рожка. С 30-х гг. 20 века блокфлейта стала широко применяться в педагогической практике для обучения начинающих музыкантов. А с середины 20 века интерес к этому инструменту вспыхнул с новой силой.

в начало

Двойная флейта

Под этим термином понимают и  двухголосные духовые инструменты и прием игры с использованием двух инструментов одним исполнителем.

В античной Греции существовал инструмент авлос, состоящий именно из двух игровых стволов (один ствол исполнял роль бурдона, другой игровой трубки).

В последствии использовали две свирели. Исполнитель брал в каждую руку по инструменту и извлекал двуголосие, как правило, параллельное. В странах южной Европы (Болгария, Македония) и в наши дни широко распространены инструменты с объединенным свистком, но раздельными стволами (двойка).

Уже в 19 веке в Европе был сконструирован инструмент, получивший название "двойной флажолет" от "флажолет" (флейточка). Это были две продольные флейты, объединенные общим  устройством для вдувания воздуха. Во время игры исполнитель держал инструмент как современную флейту. Модель инструмента не получила широкого распространения и признания и сейчас встречается только в музеях.

в начало

Гобой (фр. hatbois – высокое дерево)

В Средние века его праобразом служил шалмей, который входил в состав военных сарацинских оркестров. Особую популярность шалмеи получили в XVI – XVII веках, а при его усовершенствовании и получился гобой.

Важнейшей частью гобоя является двойная трость, изготавливаемая из тростника.

Именно она определяет тембр звучания инструмента. В отличие от корнамуза, трость у гобоя открыта, и исполнитель может управлять ею. Вплоть до XVIII века у гобоя было всего два клапана, впоследствии их количество значительно увеличилось.

Расцвет гобоя, его “золотой век” приходится на XVIII в. Именно тогда создаются шедевры гобойного репертуара, концерты Перселла, Генделя, Вивальди, Марчелло, Альбинони.

Сегодня гобой является неотъемлемой частью симфонического оркестра, солистом различных камерных ансамблей.

в начало

Кен

Вьетнамский народный духовой инструмент. Разновидность шалмея. Очень распространен на территории всей Южной Азии. Корпус изготавливается из бамбука, в котором прожигается продольное отверстие, а также игровые отверстия. Кен является инструментом с двойной тростью, которая привязывается к латунному наконечнику. Для усиления звука используют раструб-насадку, также латунную. Звучание кена очень пронзительное и резкое.

Его традиционная сфера использования – сопровождение костюмированных праздничных шествий.

в начало

Корнамуз (итал. – cornamusa)

Двухтростевой капсюльный инструмент. Особое распространение получил в эпоху Ренессанса, когда входил в состав различных ансамблей, а также образовывал  ансамбль из собственных разновидностей, аналогично консорту блокфлейт.

Существует предположение, что название инструмента произошло от corno muto (тихий рог). Звучание инструмента, действительно приглушенное, во многом благодаря цилиндрическому, а не коническому стволу.  В отличие от гобоя, двойная трость корнамуза помещена в капсулу и исполнитель не может управлять ею. Динамика также не регулируется губами. Для этого используются различные насадки (сурдины, раструбы). Аппликатура корнамуза схожа с блокфлейтовой. Диапазон – большая терция через октаву.

в начало

Лиру

Эстонский пастушеский инструмент кларнетового семейства.

Его игровой ствол имеет  коническую форму, а на игровой трубке - 5-7 отверстий, позволяющие извлекать диатонический звукоряд.  Диапазон инструмента, как правило, не больше октавы. Звук извлекается посредством одинарной  камышовой трости, как на современном кларнете. Примечательно, что в народной практике трость прилегала к верхней губе исполнителя, а не наоборот, как принято сейчас.

На лиру исполнялись пастушьи  и обрядовые наигрыши, широко использовалась звукоимитация.

в начало

Раушпфайф (нем – rauschpfeife)

Деревянный духовой инструмент с капсюльной камерой и двойной тростью (подобно корнамузу). Его игровой ствол конический, как у шалмея позволяет играть с передуванием и раширять диапазон до двух октав. Название инструмента происходит от немецкого rausch (шум) или rusch (трость) и pfeife (дудка). Итальянское название schreierpfeife произошло от schreien (кричать). Кричащий, мощный звук раушпфайфа позволяет использовать его на открытом воздухе, в отличие от других инструментов с капсюльной камерой и на равных звучать с олынкой (что и изображено на гравюре XVI в.)

Несколько разновидностей инструмента образуют консорт, подобный блокфлейте. Басовая и теноровая разновидности имеют клапан для мизинца и клапан для верхних нот.  Современные точные копии включают сопранино, сопрано, альт, и теноровые разновидности.  Подобно остальной части ранних язычковых музыкальных инструментов, раушпфайф мог воспроизвести хроматичесие тоны, используя только перекрестные аппликатуры, и половинные закрытия отверстий. Это ослабляет громкость некоторых тонов и приводит к неустойчивой высоте звука, что составляет основную сложность для исполнителя.

в начало

Флейта-траверсо (от лат. flatus – дуновение, travers – поперечный)

Деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению. В Европе ее предками были тростниковые дудки, свирели. Первоначально Флейту держали наоборот, то есть влево от исполнителя. На игровой трубке  долгое время было шесть отверстий. Клапаны появились только в XVII веке. Тогда же при ее строительстве стали использовать металлы (зачастую драгоценные), стекло.

Игре на флейте сопутствуют эпитеты, указывающие на ее деликатное звучание – «наисладчайшее, наинежнейшее» (molt dolcement). “Чтобы выгодно заработать, иметь деньги, одежду, учись, приятель, играть на флейте, ибо принцы внимают флейте весьма охотно” (Э. Дешан).

в начало

Чипсаны

Инструмент народа коми. Разновидность флейты Пана. По легенде Пан играл на флейте, сделанной из трубок тростника, в который превратилась его возлюбленная Сиринга. Существует множество разновидностей этого инструмента и его названий у разных народов: скучудай (Латвия), кугиклы (Россия) и т.д. Изготавливается из тростника или коры деревьев. Очень часто используется в качестве обрядового инструмента (так у коми на чипсанах играют только женщины). Во Франции был известен инструмент fretel, часто упоминаемый в романах XI века. Однако, уже с XIV века о нем говорят только как о деревенском. С тех пор этот вид инструментов не выходил за рамки фольклорного музицирования, но использовался уличными торговцами для “рекламирования” своего товара.

в начало

Шалмей (нем. - Schalmei)

Деревянный духовой язычковый инструмент с открытой двойной тростью, коническим стволом и широким раструбом. Первоначально входил в состав военных сарацинских оркестров. В эпоху Крестовых походов был занесен в Европу. Особую популярность шалмеи получили в  XVI – XVII веках. Образовывал собственный консорт.

в начало

СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аль-уд

Уд (или аль-уд) - один из наиболее популярных инструментов в средневековой восточной музыке. Название инструмента  происходит от арабского языка и переводится как "дерево". 

Это относится к полосам древесины, из которых составляется округленный корпус аль-уда. Гриф инструмента, короткий по сравнению с корпусом не имеет ладов, и это способствует его уникальному звуку. Наиболее обычная комбинация струн - пять пар, настроенных в унисон и одиночная басовая струна, хотя встречаются инструменты до тринадцати струн. Струны изготавливаются из нейлона или кишки.

Другая отличительная особенность аль-уда - его головка, с колками, изогнутыми назад под углом к грифу. Уд, используемый в арабском мире слегка отличается от бытующих в Индии, Армении и Греции.

Используются также различные настройки, и турецкий вариант настройки имеет более яркое звучание. Традиционно, аль-уд был щипковым инструментом, звук извлекался при помощи орлиного пера.  К арабам, наиболее культивировавшим аль-уд, этот инструмент, по-видимому, попал из Персии. В VIII веке, во время нашествия мавров, аль-уд проникает в Испанию, несколько изменившись, он становится известным здесь как лауд (от ла-уд). С расширением влияния ислама, уд достиг многих стран, которые испытывали влияние Исламского Мира. В эпоху Крестовых Походов аль-уд проникает в Европу и вскоре приобретает большую популярность в Италии, Франции, Германии и других европейских странах. В Европе инструмент претерпевает значительное изменение, а именно на его грифе появляются лады (первоначально это были жильные обвязки вокруг грифа, а позже металлические лады стали врезать в сам  гриф). Так появляется всем известная лютня (от испанского la ud).

в начало

Арфа (англ.- harp, hearpe, ирл. – clairseach, шотл.- clarsach)

Из песен и поэм Средневековья можно узнать об арфе гораздо больше, чем о любом другом инструменте. Она всегда подсознательно связывалась с античным миром, с легендарным Орфеем, с неким Золотым Веком вообще.

Иные инструменты звучали и на торжествах и при дворе, но петь и играть в личных покоях короля было позволено только арфисту.

Очень распространено было и любительское использование арфы. Тремя наиболее необходимыми приобретениями для благополучного семьянина считались на Британских островах “добродетельная жена, мягкое кресло и настроенная арфа”.

Существовало множество разновидностей этого инструмента. Отсюда и различие манеры и типов виртуозности. Особенно это было явно в Англии, Ирландии и Уэльсе.  Ирландцы обладали наиболее сильной традицией в этой области. Еще в XII в. отмечались “ живость и сладостная гармония ирландцев”. Для кельтской арфы характерны металлические (иногда серебряные) струны и трапециевидный выпуклый корпус.

Уэльские арфы с плоским резонаторным корпусом и волосяными струнами ирландцы презрительно называли “зуделками” (buzzers). Тем не менее, на попытку объединить английскую разновидность арфы с ирландской (выпуклый корпус и жильные струны), уэльский арфист Дэвид аб Гвилим (XIV) заявил, что она “способна лишь визжать, как выжившая из ума ирландская ведьма”, а “ее остов и хрипучий звук созданы для дряхлого англосакса”.

C середины XV века арфу вытесняет лютня, и новый расцвет арфового (уже классического) исполнительства наступит лишь в XIX веке.

в начало

Домбра (домбыра, дамбур)

Казахский струнный щипковый музыкальный инструмент с двумя жильными (в старину) или нейлоновыми (в нынешнее время) струнами, настроенными в кварту или квинту. Лады по традиции жильные и навязываются на шейке грифа. Имеет аналог с узбекским дутаром (тюрк. - две струны) туркменским дутаром и таджикским  дутором. Верный спутник бродячих акынов - народных певцов - импровизаторов и поэтов, слагавших песни и инструментальные наигрыши кюи. Существуют два приема игры на домбре: путем удара пострунам всеми пальцами рук и пощипывания струн, еще реже используют плектр (медиатор).

в начало

Домра

Древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами, вышедший из употребления в народном быту. Наибольшее распространение имела в XVI - XVII веках. Она принадлежит семейству так называемых тамбуровидных инструментов, происхождение которых относится к глубокой древности. Большинство тамбуровидных отличается одинаковым приёмом игры на них, то есть способом извлечения звуков посредством плектора - коры, пера, кости или панциря черепахи Исчезновение этого инструмента из быта русского народа можно обусловить жестокой борьбой Православной Церкви и самодержавия со скоморохами, которые тогда являлись практически, единственными профессиональными музыкантами, а домра - их преимущественным инструментом. В то время груды народных инструментов сжигались, а исполнители публично истязались (по свидетельству Адама Олеария). Так или иначе, с середины XVII века нет ни одного упоминания о домре.

Даже рисунков её не сохранилось.

По всей вероятности, балалайка, заступившая на место домры, полностью взяла на себя её музыкально-инструментальные функции.

Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашёл изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал вместе с мастером С.И. Налимовым целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек (домра пиколло, домра малая, домра альт, домра бас).

в начало

Кантеле (фин.- kantele)

Карело-финский инструмент. Согласно эпосу “Калевала”, создателем и первым исполнителем на кантеле стал рунопевец Вяйнемейнен, сделавший первое кантеле из пасти гигантской щуки. Кантеле – символ республики Карелия. Это наиболее популярная разновидность  из всех народных инструментов не только в Карелии, но и в Финляндии. В Прибалтике существует аналог кантеле - эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес. Традиционное кантеле представляет собой долбленый деревянный короб с десятью, реже пятью металлическими струнами, настроенными диатонически. Звук извлекается щипком. В XX веке создано хроматическое кантеле, породившее целое семейство (прима, альт, тенор, бас).  В наши дни открыта новая область применения кантеле, оно активно используется в музыкотерапии.

в начало

Мандолина (от итал.- mandola)

Итальянский струнный щипковый инструмент с четырьмя двойными струнами.

Первые упоминания о мандоле относятся к XII веку. Мандолина появилась в Италии лишь в XVI в. как следующая эволюционная ступень от лютневых инструментов мандоры и пандурины (названия этих инструментов восходят к греческому слову pandura - древнегреческий трехструнный инструмент). В XVIII в. мандолина получила известность в соседних с Италией странах, а в XIX в. уже широко была известна во многих странах мира, как популярнейший в народных массах музыкальный инструмент. Существует несколько типов мандолин, отличающихся друг от друга количеством струн и внешним видом. Неаполитанская мандолина имеет лютневидную форму корпуса, миланская мандолина удлиненной формы имела шесть кишечных струн со строем на октаву выше гитарного, сицилийская мандолина имеет четыре тройных струны и плоскую нижнюю деку.

Известны также флорентийская и генуэзская пятиструнные мандолины. Мандолина была чрезвычайно популярна в России, она украшала многочисленные т.н. неаполитанские оркестры, отечественная музыкальная промышленность выпускала дешевые мандолины многотысячными тиражами.

Буквально до последнего времени в музыкальных магазинах можно было встретить недорогие мандолины, изготовленные на ленинградской фабрике музыкальных инструментов им. Луначарского. Мандолина используется также как один из основных инструментов наряду с банджо в американской народной музыке, польские же музыканты из так называемых капелл подвурковых предпочитали играть на банджоле - небольшом банджо с двойными струнами и мандолиновым строем.

в начало

Саз

Струнный щипковый инструмент, распространенный у народов Кавказа и Закавказья, а также Ближнего Востока. Имеет три-четыре пары двойных струн, длинный гриф, вокруг которого обмотана перетяжка, выполняющая роль ладов и грушевидный корпус. Саз имеет различную настройку у разных народов, наиболее распространенной является квартовый строй. Звук извлекается посредством плектра. Интересно, что резонаторное отверстие у саза находится в нижнем торце корпуса, а не на передней деке, как у большинства струнных инструментов. Звук саза негромкий и деликатный. В Средние Века инструмент был воспет великим персидским поэтом Низами, который называет его не иначе, как "сладкозвучный саз". Он являлся главным инструментом ашугов (певцов Востока, исполнявших сакральные песнопения), и почитался в их среде священным настолько, что исполнителю воспрещалось опускать инструмент на землю, дабы не осквернить тем самым его святость.

в начало

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Йоухикко (фин.- jouhikko)

Карело-финский смычковый инструмент с прямоугольным корпусом и лукообразным смычком. Состоит из долбленого корпуса, закрытого еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и бокового выреза, образующего рукоятку. Имеет два бурдона, настроенные в квинту и одну-две игровые струны. Инструмент ставят на колени вертикально. Йоухикко родственен четырехструнный эстонский хийуканнель. Аналогом этого инструмента в Средние Века служила крута (crute), тальхарп (talharp). Позже, когда струны стали натягивать не на поперечную раму, а располагать над грифом, этот инструмент развился в виелу.

В отличие от круты, исполнитель на йоухикко играет тыльной стороной пальцев.

в начало

Колёсная лира (англ. - hurdy-gurdy; нем. - Drehleier; фр. - vielle a` roue).

Первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура. Состоит из деревянного корпуса гитарообразной формы, струн, встроенного диска (колеса), покрытого смолой или канифолью, и клавиатуры. Французское название, Vielle a` roue (колесная скрипка), описывает метод, которым извлекается звук. Скрипичный смычок заменен колесом, которое вращается при помощи ручки. Колесо касается струн и заставляет их колебаться. Вращение колеса не было чисто механическим и предусматривало различные приемы ритмического акцентирования. Техника игры допускает подвижные фигуры. Как и при игре на волынке, колесо делает возможным непрерывный звук (бурдон). И волынка и колесная лира используют органные пункты (педали).

Имеется доказательство колесной лиры в Европе двенадцатого столетия, к концу которого инструмент приобрел большую популярность. До XIV века колесная лира была весьма громоздкой (до двух метров) и для игры на ней музыканту требовался помощник, вращавший ручку.

С утверждением колесной лиры  в качестве аккомпанемента к танцам, громоздкий инструмент был вытеснен более портативным. Существуют модификации этого инструмента - инструмент с обычным смычком вместо колеса (Nykelharpа в Швеции и Норвегии), либо с колесом, но без клавиш, с обычной скрипичной аппликатурой (Bauern Lyre).

C XVI века колесная лира все больше относится к культуре низов - на ней играют слепые и нищие. Неожиданным на этом фоне выглядит всплеск аристократической моды к этому инструменту в Версале XVIII века для оформления пасторальных представлений.

в начало

Фидель (фр. – viele, лат. - viella, ст. прованс. - viula, англ. - fiele, fiddle, нем. - Fiede), а также ребек, крута, рота и еще с два десятка разновидностей.

Один из центральных атрибутов жонглерской жизни Средневековья. Придворные менестрели с виолами входили в состав королевской свиты в поездках своего покровителя. Кроме того, игра на виеле неотделима от искусства trobar. Средневековая виела (XII - XIII века) располагалась при игре на коленях. Звук извлекался лукообразным смычком с натянутым конским волосом или жилой. Позже инструмент породил ряд разновидностей (виола да гамба, виола да брачча и т.д), ставших предками современных скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

в начало

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В Средние Века существовало большое количество ударных инструментов. Это известно, благодаря как литературным источникам, так и многочисленным изображениям. Слуховой мир средневекового человека не знал более внушительных звуков, чем игра на барабанах или колоколах. Из шумов с ними могли соперничать лишь раскаты грома или топот конницы.

Нельзя недооценивать мастерство средневековых исполнителей. Известно, что требовались длительные усилия, чтобы изучить все то, что могли исполнить музыканты - ударники. Любой искусный барабанщик играл на множестве ударных инструментов. Однако, сведения о том как ими пользовались в Средние Века отсутствуют совершенно. Очевидно, что ударные звучали во время танцев. А когда ими пользовались, то в какой технике? Какому ритму следовали исполнители? Придерживались они простого ритма, или же предавались бурным импровизациям, подобно современным исполнителям Ближнего Востока? Именно эти детали старинного исполнения известны хуже всего, и ответы на эти вопросы – всего лишь гипотезы.

Античные тарелочки, кротали

Свое название получили, благодаря многочисленным изображениям на античных фресках и керамике. Этот инструмент был непременным атрибутом танцовщиц. Подобно кастаньетам, кротали использовались для звуковых и ритмических украшений танца. Представляют собой, две малые металлические тарелочки с петлями для пальцев. Звук извлекается, благодаря удару друг о друга.

в начало

Бубен

Инструмент, также проникший в Европу из Азии. Особенно прочно бубен утвердился в Испании и Италии. Устройство его не претерпело значительных изменений и по сей день. Это деревянный обруч, обтянутый с одной стороны кожей. В отверстия обруча вставлены металлические тарелочки, а под кожей подвешены колокольчики. При ударе в кожу барабанный тембр сочетается со звоном и бряцаньем. Не случайно бубен применялся для сопровождения пения и пляски.

в начало

Бубенцы

В Средние Века бубенцы часто прикреплялись к конской сбруе, к одежде, к смычку виолы.

В XII веке большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати (мелкому дворянству и буржуазии ношение колокольчиков было запрещено). Но уже с XV века колокольчики остаются лишь на одежде шутов. Часто они нашивались на кожаную полоску, которая надевалась на ногу танцора или музыканта. Ритмичные движения ног при этом сопровождались звоном. Подобным образом их используют и в наши дни индийские танцовщики (кхунгури).

в начало

Глокеншпиль (от нем. Glockenspiel – колокольчики)

Металлофон. Представляет собой ряд металлических пластин разной величины, расположенных над резонаторным корпусом, по которым исполнитель ударяет палочкой (иногда двумя). Расположение пластин на современном глокеншпиле имитирует фортепианную клавиатуру. Глокеншпиль достаточно подвижный инструмент, но из-за того, что пластины продолжают звучать после удара, подвижные  последовательности смазываются.

в начало

Дарбукка (тарабука)

Инструмент восточного происхождения. Состоит из корпуса (чаще металлического, украшенного чеканкой и инкрустацией или глиняного) и одного кожаного дна, плотно прикрепленного к краю корпуса. Исполнители по-разному располагают инструмент: либо прижимая к корпусу, либо зажимая его между ног.

Звук извлекается ладонями рук, также используется виртуозная пальцевая техника.

в начало

Деревянная коробочка (англ.-  Woodblock)

Инструмент китайского происхождения. Представляет собою коробочку со сквозной щелью и резонаторной полостью. Для игры пользуются барабанной палочкой. В Европе аналогом деревянной коробочки служили обычные колотушки, имевшие чисто практическую функцию, например, сторожевые колотушки.

в начало

Джамбей

Инструмент арабского происхождения (не путать с африканским  джембэ!). Состоит из корпуса (чаще керамического, реже деревянного) и одного кожаного дна, натянутого на  край корпуса при помощи жильной перетяжки. Звук извлекается ладонями рук, также используется виртуозная пальцевая техника, подобная дарбукке.

в начало

Кастаньеты

Инструмент занесен в Европу арабскими маврами. Наибольшую популярность получили в Испании, где стали народным инструментом. Состоит из двух полых чашечек, соединенных шнурком. Танцоры надевают их на запястье и приводят в движение пальцами. Позже появились и оркестровые кастаньеты, насаженные на рукоять или прикрепленные к дощечке.

в начало

Клавес

Кубинский народный ударный инструмент, две палочки из черного дерева разной толщины (тонкая олицетворяет женское начало, толстая - мужское). При игре палочками ударяют друг о друга, при этом пальцы левой руки, держащие палочку, по которой ударяют, складываются особым образом, чтобы создать своеобразный резонатор. На клавес можно играть самые разнообразные ритмические рисунки.

в начало

Ландскнехттроммель (от  нем. Landsknechttrommel - военный барабан)

У средневекового барабана  не было определенной формы или размера. Основными его характеристиками были цилиндрический корпус и два кожаных дна, скрепленных между собой веревочной перетяжкой. Барабанщик мог менять натяжение кожи, изменяя длину веревки или шнура. Первоначально на барабане играли одной рукой (в другой часто была свирель или флейта), позже стали применять обе руки. Для игры на барабане пользовались деревянными или костяными палочками. Особые приемы игры (дробь, тремоло, короткие удары) развились первоначально для практических военных целей: подбодрить своих и испугать противника. Именно с этой целью игра на военном барабане часто сопровождалась пронзительными звуками флейт.

в начало

Маракас (марака, мбарака, нварака, итал., фр., англ. — maracas)

Маракасы  — латиноамериканский инструмент индейского происхождения. В европейскую музыку  маракас  пришел из кубинских танцевальных оркестров, где он применяется довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм. Оригинальные кубинские  маракасы  изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка. При круговом движении  маракас  издает глуховатый шипящий звук, при потряхивании — характерный шум. Современные  маракасы  делают из тонкостенных деревянных, пластмассовых или металлических пустых шаров, засыпанных горохом или дробью. Для игры употребляются обычно два  маракаса ; держат их за рукоятки в обеих руках. Разновидности: абвес, атчере, эрикунди — на Кубе, кашиши, аджа, агуэ, шере, ганза — в Бразилии, уада — в Чили.

Используются в различных стилях латиноамериканской танцевальной музыки (сальса, ча-ча-ча, меренге, хоропо, кумбия, самба, босса-нова и мн.др.). Сегодня  маракасы  широко используются в разных типах оркестров и ансамблей.

в начало

Маультроммель (от нем. Maultrommel– ротовой барабан)

Этот инструмент стар как мир и существует у многих народов под разными названиями:  англ. – jew`s harp, русск. – варган, молд. - дрымба, якут. - хомуз, тюрк. - шыл кобыз и т.д.

Инструмент представляет собою металлическую (реже костяную или деревянную) подковку с язычком. Язычок заставляют вибрировать рукой, а резонатором служит ротовая полость (отсюда -  название инструмента). Маультроммель издает всего одну ноту, высота которой зависит от длины и толщины язычка. Но, изменяя объем ротовой полости, музыкант может создавать убедительное впечатление, что он извлекает различные ноты.

в начало

Накры (араб.– naggara, фр.- nacaires, итал.- naccheroni, англ.- nakers)

Ударный инструмент арабского происхождения. Накры, совместно с различными духовыми и ударными инструментами, составляли честь и славу сарацинских оркестров эпохи Крестовых походов. Европа унаследовала не только этот древний инструмент, но также и его имя. Сохранилось множество свидетельств об использовании этого инструмента в военном деле. Так, например, Марко Поло описывает, как в 1266 г. король Кэду и Великий Хан ожидали начало битвы под звуки «накара»; в 1309 г. Жуэнвиль говорит об ужасающем эффекте сарацинских накров. В европейской музыке накры использовались гораздо более широко, чем просто военный инструмент.

Они употреблялись и для сопровождения танцев и игры во времяпроцессий.

Фруассар, например, так описывает победное вступление короля в Калле в 1347 г.: «….великое множество труб, барабанов накров и букцинумов.»

Накры крепились на поясном ремне спереди с наклоном вперед. Имели они полусферическую форму, напоминающую горшок или глубокую миску и, возможно, одинаковый диаметр. Глубина инструмента немного больше, чем диаметр. Играют на накрах двумя толстыми и увесистыми колотушками-палочками. Между «горшками» есть разница тона и т.к. кожа на накрах закреплена наглухо, накры не могут быть настроены на определенную тональность. Поэтому их функция – ритмическое сопровождение.

в начало